Африка
Социальное устройство. Место фараона в социальной структуре. Египет

Египет

Общие принципы социального устройства. Место фараона в социальной структуре

Социальное устройство Древнего Египта также имело один ярко выраженный центр. Как Нил был средоточием повседневной жизни египтян, так фараон воплощал в себе основу социальной структуры.1 «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы», божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта Хакаура2, одаренный жизнью. Да живет... Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, Сенусерт [III], одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно» — так величается в одной из надписей фараон XII династии Сенусерт III. Приведенная титулатура, состоящая из пяти членов, становится общепринятой со второй половины Древнего царства. Не разбирая подробно всех ее составляющих, отметим лишь, что в ее основе лежат две основные идеи: утверждение божественной природы фараона (как сына бога Солнца Ра и как преемника бога Гора, который считался одним из первых царей Египта) и выделение роли фараона как объединителя Верхнего и Нижнего Египта (это проявляется в отождествлении царя с «Обеими Владычицами», т.е. с верхнеегипетской богиней Нехбет, изображавшейся в виде коршуна, и нижнеегипетской богиней Уаджит, имевшей облик кобры, а также в именовании царя владыкой Обеих Земель, т.е. Верхнего и Нижнего Египта).

Если сопоставить статус фараона со статусом царя в типологически близкой Египту Месопотамии, то можно увидеть как определенное сходство, так и достаточно важные различия. По аналогии с месопотамской традицией фараон мыслился как сила, отвечающая за плодородие и связанная с производительными силами природы. Это проявилось в множестве обрядов: так, когда наступало время разлива Нила, фараон бросал в реку свиток, в котором содержался приказ начать разлив, он же срезал первый сноп на общеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожая Рененут в конце сезона полевых работ. С другой стороны, степень сакрализации фараона была значительно выше и поддерживалась гораздо более длительной традицией, чем в любом из государств, существовавших территории Древней Месопотамии. Гораздо слабее проявлялось там и представление о царе как воплощениии государственного единства, символе его целостности. В» связи с этим сделаем одно важное для дальнейшего отступление.

 

1. Слово «фараон» греческое, но основой для него является иносказательное наименование царя, принятое в эпоху Нового царства — пер'о, что переводится буквально как «Большой дом», т.е дворец. Само имя царя считалось священным, и произносить его категорически воспрещалось.
2. Харакура — престольное имя фараона, личным именем которого было Сенусерт.

 

Представления о теле в культурах древности

Действительно, что может быть элементарнее и дальше от культурного контекста, чем человеческое тело, состоящее из рук, ног, туловища и головы, и можно ли воспринимать его как-либо по-другому? Оказывается, можно. Отличное от современного восприятие тела имеет свои корни в первобытной культуре, но отчетливо зафиксировано оно на материале культур древности. Исследователи древнеиндийской культуры показали проявляющуюся во множестве текстов разного рода соотнесенность между телом и имуществом, позволяющую видеть в имуществе один из элементов тела, «плоть» его владельца (в частности, воспринимать царство как тело царя) и наоборот в теле — один из видов имущества. Подобные мотивы заметны в правовых документах других культур древности. Зафиксированы они и в древнеегипетской культуре. Занимаясь терминологическим анализом некоторых понятий этой культуры, связанных с имуществом, исследователи сделали любопытные наблюдения, обобщить которые можно следующим образом.

Тело в древнеегипетской культуре воспринималось как орудие, принадлежащее его владельцу, полностью подчиненное его воле, направляемое и движимое им. Оптимальным образом такое представление в современном языке выражает, видимо, понятие собственности. Понятно, что подобной собственностью могло являться как тело человека, так и его имущество, в частности, другие люди, полностью подчиненные ему и служившие орудием его воли. Некоторые тексты дают основание предположить, что все громадное древнеегипетское государство воспринималось как «плоть» фараона, одна из составляющих его тела. При таком понимании черты образа царя как воплощения единства страны, личности, связывающей Верхний и Нижний Египет в одно целое, отмеченные при анализе титулатуры фараона, становятся более понятными и получают особый смысл.

Структура государтвенного аппарата

Если статус фараона как главы государства реконструируется по существующим текстам достаточно полно, то остальные элементы государственной структуры скрыты в тени. Понятно, что такое огромное и хорошо организованное государство требовало и хорошо отлаженного государственного аппарата, поддерживающего нормальное функционирование столь сложной системы, однако о структуре этого аппарата известно не слишком много. Ближайшим помощником царя был верховный сановник — чати, который от имени фараона руководил всей хозяйственной жизнью страны, а также главной судебной палатой. Военное ведомство подчинялось другому сановнику — начальнику войска.

 

Существовало еще несколько важных должностей, например главы столичного управления. Должности иногда совмещались, так чати мог занимать пост главы столичного управления. Больше ничего существенного о составе высших чиновников и их функциях мы сказать не можем, и это не случайно. Наличие или отсутствие тех или иных источников определяется не столько техническими факторами (сохранностью материала, используемого для письма, более или менее удачными раскопками), сколько установками самой культуры. Наиболее хорошо документировано всегда то, что для нее наиболее значимо. Таким наиболее значимым элементом социальной жизни был для египтян фараон, как бы заслонявший собой все остальные звенья социального механизма, и «тематическое» распределение источников служит дополнительным подтверждением этого тезиса.

Заданные центральной властью «правила игры» воспроизводились и на уровне отдельных номов. Каждый номарх стремился выглядеть «фараоном в миниатюре», а не государственным чиновником, но в зависимости от политической ситуации это удавалось ему в большей или меньшей степени. Если в Древнем царстве, судя по всему, степень централизации была велика и правители номов назначались непосредственно царем, то в эпоху Среднего царства должность номарха передавалась по наследству и царь лишь формально утверждал Того или иного чиновника. Наиболее независимые номархи вели летосчисление по годам собственного правления, в подражание фараону, величавшемуся «сыном Солнца», именовали себя сыновьями местного божества, (называли войско нома своим войском и т.д. В дальнейшем мы увидим, что проблема преодоления номового сепаратизма всегда была одной из важнейших политических проблем для фараона и решение ее было одним из главных условий стабильности государства в целом.

Типы хозяйств Древнего Египта

Продолжая сопоставление принципов социального устройства, характерных для Древнего Египта и Древней Месопотамии, остановимся на типах хозяйств, являющихся основой экономической жизни. Здесь также налицо и явное сходство, и определенные различия. Наиболее существенным из них является отсутствие зафиксированных в древнеегипетских источниках упоминаний об общинных хозяйствах. Исходя из общих соображений, можно предположить, что община составляла основу социальной жизни в Египте до возникновения государства, однако в государственной структуре Древнего Египта она, скорее всего, играла весьма незначительную роль. Основными типами хозяйств являлись царские, вельможные и храмовые. Характер отношений между фараоном и вельможами, фараоном и правителями номов, фараоном и храмами, сама структура хозяйств менялись от эпохи к эпохи, но тем не менее мы можем выделить во всем этом процессе некоторые общие черты.

Царские хозяйства

Мы обладаем весьма скупыми данными о царских хозяйствах эпохи Раннего и Древнего царства, однако структура царского хозяйства в Среднем царстве, сохранившаяся, видимо, и позднее, известна нам гораздо лучше. Основу царского хозяйства составляли «слуги царя» (хемуу или хаму).1 Этим термином могли именоваться люди самых разных профессий: земледельцы, пастухи, садовники, огородники, рыбаки, птицеловы, разнообразные ремесленники, слуги, музыканты, брадобреи, учителя и т.д. «Слугами царя» могли быть как мужчины, так и женщины. Женщины, правда, не использовались на полевых работах, однако активно занимались домашними ремеслами. «Слуги царя» не выбирали себе профессию, а получали ее в юности по решению специальных чиновников, исходивших из нужд государства, физической силы «призывников» и их способностей. Процедура получения профессии происходила на ежегодных смотрах, проводившихся по распоряжению высших должностных лиц государства. Здесь достигших совершеннолетия юношей определяли к различной деятельности: наиболее физически сильных и выносливых брали в древнеегипетскую армию, сыновей ремесленников, уже обладавших определенными навыками, определяли в ремесленники, огромные массы новобранцев становились земледельцами. Назначенная таким образом профессия за редкими исключениями являлась уделом человека всю его жизнь.

В Древнем царстве земледельческие работы осуществлялись специальными отрядами, которые могли по мере надобности перебрасываться с места на место и занимались самой разнообразной деятельностью2. В Среднем царстве таких отрядов не зафиксировано, но некоторым их аналогом являлись царские работы, бывшие одной из повинностей «слуг царя». Для выполнения этих работ хемуу отрывались от своих привычных дел, свозились в специально охраняемые лагеря и получали здесь конкретные задания, связанные с ирригацией, строительством, копанием каналов и траншей, а также поливом вручную государственных садов и огородов, недоступных для естественного орошения.

Имущественный статус «слуг царя» зависел от вида деятельности. Если положение земледельцев было весьма скромным, то ремесленники достигали иногда относительного материального благополучия. До нас дошли каменные плиты с надписями и изображениями и надписанные изваяния, принадлежащие рядовым ремесленникам таких профессий, как прачечник, горшечник, пивовар, медник и т.д. Наряду с этим мы обладаем многочисленными памятниками, поставленными разнообразными мелкими служащими. В оставшихся на них надписях их владельцы объявляют себя благодетелями родного города, а также приписывают себе другие заслуги, акцентируя внимание на успехах, достигнутых «собственной рукой», и воинской доблести. Так что древнеегипетское общество эпохи Среднего и Нового царства обладало весьма сложной и неоднородной структурой, но, к сожалению, из-за скудости источников мы не в состоянии получить об этой структуре адекватного представления.

Хозяйства вельмож и храмовые хозяйства

В эпоху Древнего царства, как это следует из анализа источников, ведущее место в экономике государства занимали хозяйства вельмож, структура которых восстанавливается по многочисленным документам. В вельможном хозяйстве четко осознавалось и постоянно подчеркивалось различие между людьми и имуществом, принадлежащими самому вельможе, составляющими его «плоть» или «тело», и государственным имуществом, получаемым «по должности» во временное пользование3. Штат «собственного дома» вельможи возглавлял управляющий, который осуществлял общее руководство личным хозяйством сановника и управлял подотчетными ему чиновниками, в число которых входили хранитель ведомостей, писцы, измерители и учетчики зерна. Судя по имеющимся данным, писцов было очень много, что позволяло вести добросовестный учет и контроль.

Владения вельможи составляли «дворы» и «селения», к которым на землях, выделенных для поминальной службы, присоединялись еще «дворы двойника». Вообще, отметим, что процессы, связанные с поминальным культом умерших родственников, а также с подготовкой для себя достойного загробного существования, были одним из важнейших элементов жизни древнего египтянина. Поминальные жрецы, а также ремесленники, связанные с поминальным культом, являлись наиболее обеспеченными среди людей, близких им по социальному статусу.

Во главе «дворов» и «селений» стояли государственные чиновники, ответственные непосредственно перед вельможей за сбор урожая и сохранность скота. Как показывают изображения, вельможа особенно не церемонился со своими управляющими, палками наказывая их за просчеты.

Наряду с земельными угодьями и людьми, их обрабатывающими, в хозяйстве вельможи часто имелись и крупные ремесленные мастерские. При этом в текстах зафиксированы как «совместные» цеха, в которых одновременно работали представители разных специальностей (медники, ремесленники, обрабатывающие золото, драгоценные камни, мастера по изготовлению каменной посуды и ожерелий и т.д.), так и мастерские «по специальностям» (кожевенные мастерские, мастерские по обработке дерева, мастерские каменной посуды и т.д.). В цехах встречаются и элементы разделения труда — некоторые изделия изготавливаются сразу несколькими мастерами. Так, бусы делали одни работники, а в ожерелья их собирали другие — чаще всего, карлики, обладавшие маленькими и тонкими пальцами. Особое положение занимали ткацкие цеха, в которых преобладал женский труд и которые назывались даже «дом ткачих», а не «дом ткачей». Однако во главе мастерских стояли исключительно мужчины, не принимающие непосредственного участия в работе, но осуществляющие общее руководство, ведущие учет и контроль (см. рисунок).

Как уже отмечалось, работники вельможных хозяйств не имели в личном пользовании земли и были почти лишены личной собственности. Работали они за паек, и некоторые изображения фиксируют процесс кормления рабочих ремесленных мастерских: правитель одной из областей отправляется в «совместную» мастерскую к живописцам и ваятелям, а за ним несколько носильщиков вносят сумки и сосуды с едой и питьем. Затем показывается содержимое сумок и сосудов: мясо разных видов, хлеб, лук и большой кувшин с вином или пивом

 

Ремесленная мастерская вельможи, рельеф из гробницы, V династия.

 

Ремесленная мастерская вельможи, рельеф из гробницы, V династия.

 

Храмовые хозяйства в целом имели ту же структуру, что и вельможные и царские. Не обладая особой самостоятельностью (должности верховных жрецов часто исполняли по совместительству представители царской или местной номовой администрации), они тем не менее получали от фараона существенные льготы, например «бронь» в отношении государственных повинностей. Особое место в храмовых хозяйствах занимали «заповедники», на территориях которых выращивались продукты, использовавшиеся при приготовлении жертвенной пищи для богов. Мы уже говорили неоднократно о том, что жизнь бога мыслилась в полном соответствии с жизнью царя, поэтому вся деятельность храма была направлена на воспроизведение этого цикла: кормление бога, обработка его полей, приумножение и слежение за сохранностью его имущества.

 

1. Отметим, что «слуги царя» работали и в хозяйствах вельмож. Они давались вельможе в «служебное пользование» вместе с земельными наделами.
2. Ситуация, аналогичная сложившейся на территории Месопотамии во время III династии Ура.
3. Аналог служебных автомашин и квартир у чиновников нашего времени.

 

Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. - М.: Добросвет, 2000

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 5975
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$399.07 (0 Bids)
End Date: Thursday Jul-25-2019 16:37:37 PDT
|
Antique primitive art african carved wood tribal statue 22" Height approx

$275.00
End Date: Friday Aug-16-2019 18:10:06 PDT
Buy It Now for only: $275.00
|
an old antique clay terra cotta african pot kuba congo #1

$30.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jul-21-2019 18:24:01 PDT
|
Large 27.5" Tall Vintage Wood African Tribal Spirit Mask LOT From Nigeria Africa

$125.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Jul-18-2019 8:43:53 PDT
|
Vintage African Hand Beaded Crown From Yoruba Tribe

$120.00
End Date: Wednesday Aug-7-2019 19:32:57 PDT
Buy It Now for only: $120.00
|
African knife - TOPOKE, LOKELE - D.R. Congo

$90.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Jul-21-2019 18:09:01 PDT
|
29" Antique Wood Tall African Female Eket Puna Idoma Statue LOT Nigeria Gabon

$250.00
End Date: Saturday Aug-10-2019 10:09:48 PDT
Buy It Now for only: $250.00
|
Bakongo Nkisi Nkondi Kozo Figure 21" Long - DRC - African Art

$45.00
End Date: Wednesday Aug-7-2019 16:32:18 PDT
Buy It Now for only: $45.00
|
Vintage African Senufo "Kpelie" Mask

$35.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Jul-18-2019 19:26:49 PDT
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

2013 Copyright © AfricaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования