Африка
Социальное устройство. Место фараона в социальной структуре. Египет

Египет

Общие принципы социального устройства. Место фараона в социальной структуре

Социальное устройство Древнего Египта также имело один ярко выраженный центр. Как Нил был средоточием повседневной жизни египтян, так фараон воплощал в себе основу социальной структуры.1 «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы», божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта Хакаура2, одаренный жизнью. Да живет... Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, Сенусерт [III], одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно» — так величается в одной из надписей фараон XII династии Сенусерт III. Приведенная титулатура, состоящая из пяти членов, становится общепринятой со второй половины Древнего царства. Не разбирая подробно всех ее составляющих, отметим лишь, что в ее основе лежат две основные идеи: утверждение божественной природы фараона (как сына бога Солнца Ра и как преемника бога Гора, который считался одним из первых царей Египта) и выделение роли фараона как объединителя Верхнего и Нижнего Египта (это проявляется в отождествлении царя с «Обеими Владычицами», т.е. с верхнеегипетской богиней Нехбет, изображавшейся в виде коршуна, и нижнеегипетской богиней Уаджит, имевшей облик кобры, а также в именовании царя владыкой Обеих Земель, т.е. Верхнего и Нижнего Египта).

Если сопоставить статус фараона со статусом царя в типологически близкой Египту Месопотамии, то можно увидеть как определенное сходство, так и достаточно важные различия. По аналогии с месопотамской традицией фараон мыслился как сила, отвечающая за плодородие и связанная с производительными силами природы. Это проявилось в множестве обрядов: так, когда наступало время разлива Нила, фараон бросал в реку свиток, в котором содержался приказ начать разлив, он же срезал первый сноп на общеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожая Рененут в конце сезона полевых работ. С другой стороны, степень сакрализации фараона была значительно выше и поддерживалась гораздо более длительной традицией, чем в любом из государств, существовавших территории Древней Месопотамии. Гораздо слабее проявлялось там и представление о царе как воплощениии государственного единства, символе его целостности. В» связи с этим сделаем одно важное для дальнейшего отступление.

 

1. Слово «фараон» греческое, но основой для него является иносказательное наименование царя, принятое в эпоху Нового царства — пер'о, что переводится буквально как «Большой дом», т.е дворец. Само имя царя считалось священным, и произносить его категорически воспрещалось.
2. Харакура — престольное имя фараона, личным именем которого было Сенусерт.

 

Представления о теле в культурах древности

Действительно, что может быть элементарнее и дальше от культурного контекста, чем человеческое тело, состоящее из рук, ног, туловища и головы, и можно ли воспринимать его как-либо по-другому? Оказывается, можно. Отличное от современного восприятие тела имеет свои корни в первобытной культуре, но отчетливо зафиксировано оно на материале культур древности. Исследователи древнеиндийской культуры показали проявляющуюся во множестве текстов разного рода соотнесенность между телом и имуществом, позволяющую видеть в имуществе один из элементов тела, «плоть» его владельца (в частности, воспринимать царство как тело царя) и наоборот в теле — один из видов имущества. Подобные мотивы заметны в правовых документах других культур древности. Зафиксированы они и в древнеегипетской культуре. Занимаясь терминологическим анализом некоторых понятий этой культуры, связанных с имуществом, исследователи сделали любопытные наблюдения, обобщить которые можно следующим образом.

Тело в древнеегипетской культуре воспринималось как орудие, принадлежащее его владельцу, полностью подчиненное его воле, направляемое и движимое им. Оптимальным образом такое представление в современном языке выражает, видимо, понятие собственности. Понятно, что подобной собственностью могло являться как тело человека, так и его имущество, в частности, другие люди, полностью подчиненные ему и служившие орудием его воли. Некоторые тексты дают основание предположить, что все громадное древнеегипетское государство воспринималось как «плоть» фараона, одна из составляющих его тела. При таком понимании черты образа царя как воплощения единства страны, личности, связывающей Верхний и Нижний Египет в одно целое, отмеченные при анализе титулатуры фараона, становятся более понятными и получают особый смысл.

Структура государтвенного аппарата

Если статус фараона как главы государства реконструируется по существующим текстам достаточно полно, то остальные элементы государственной структуры скрыты в тени. Понятно, что такое огромное и хорошо организованное государство требовало и хорошо отлаженного государственного аппарата, поддерживающего нормальное функционирование столь сложной системы, однако о структуре этого аппарата известно не слишком много. Ближайшим помощником царя был верховный сановник — чати, который от имени фараона руководил всей хозяйственной жизнью страны, а также главной судебной палатой. Военное ведомство подчинялось другому сановнику — начальнику войска.

 

Существовало еще несколько важных должностей, например главы столичного управления. Должности иногда совмещались, так чати мог занимать пост главы столичного управления. Больше ничего существенного о составе высших чиновников и их функциях мы сказать не можем, и это не случайно. Наличие или отсутствие тех или иных источников определяется не столько техническими факторами (сохранностью материала, используемого для письма, более или менее удачными раскопками), сколько установками самой культуры. Наиболее хорошо документировано всегда то, что для нее наиболее значимо. Таким наиболее значимым элементом социальной жизни был для египтян фараон, как бы заслонявший собой все остальные звенья социального механизма, и «тематическое» распределение источников служит дополнительным подтверждением этого тезиса.

Заданные центральной властью «правила игры» воспроизводились и на уровне отдельных номов. Каждый номарх стремился выглядеть «фараоном в миниатюре», а не государственным чиновником, но в зависимости от политической ситуации это удавалось ему в большей или меньшей степени. Если в Древнем царстве, судя по всему, степень централизации была велика и правители номов назначались непосредственно царем, то в эпоху Среднего царства должность номарха передавалась по наследству и царь лишь формально утверждал Того или иного чиновника. Наиболее независимые номархи вели летосчисление по годам собственного правления, в подражание фараону, величавшемуся «сыном Солнца», именовали себя сыновьями местного божества, (называли войско нома своим войском и т.д. В дальнейшем мы увидим, что проблема преодоления номового сепаратизма всегда была одной из важнейших политических проблем для фараона и решение ее было одним из главных условий стабильности государства в целом.

Типы хозяйств Древнего Египта

Продолжая сопоставление принципов социального устройства, характерных для Древнего Египта и Древней Месопотамии, остановимся на типах хозяйств, являющихся основой экономической жизни. Здесь также налицо и явное сходство, и определенные различия. Наиболее существенным из них является отсутствие зафиксированных в древнеегипетских источниках упоминаний об общинных хозяйствах. Исходя из общих соображений, можно предположить, что община составляла основу социальной жизни в Египте до возникновения государства, однако в государственной структуре Древнего Египта она, скорее всего, играла весьма незначительную роль. Основными типами хозяйств являлись царские, вельможные и храмовые. Характер отношений между фараоном и вельможами, фараоном и правителями номов, фараоном и храмами, сама структура хозяйств менялись от эпохи к эпохи, но тем не менее мы можем выделить во всем этом процессе некоторые общие черты.

Царские хозяйства

Мы обладаем весьма скупыми данными о царских хозяйствах эпохи Раннего и Древнего царства, однако структура царского хозяйства в Среднем царстве, сохранившаяся, видимо, и позднее, известна нам гораздо лучше. Основу царского хозяйства составляли «слуги царя» (хемуу или хаму).1 Этим термином могли именоваться люди самых разных профессий: земледельцы, пастухи, садовники, огородники, рыбаки, птицеловы, разнообразные ремесленники, слуги, музыканты, брадобреи, учителя и т.д. «Слугами царя» могли быть как мужчины, так и женщины. Женщины, правда, не использовались на полевых работах, однако активно занимались домашними ремеслами. «Слуги царя» не выбирали себе профессию, а получали ее в юности по решению специальных чиновников, исходивших из нужд государства, физической силы «призывников» и их способностей. Процедура получения профессии происходила на ежегодных смотрах, проводившихся по распоряжению высших должностных лиц государства. Здесь достигших совершеннолетия юношей определяли к различной деятельности: наиболее физически сильных и выносливых брали в древнеегипетскую армию, сыновей ремесленников, уже обладавших определенными навыками, определяли в ремесленники, огромные массы новобранцев становились земледельцами. Назначенная таким образом профессия за редкими исключениями являлась уделом человека всю его жизнь.

В Древнем царстве земледельческие работы осуществлялись специальными отрядами, которые могли по мере надобности перебрасываться с места на место и занимались самой разнообразной деятельностью2. В Среднем царстве таких отрядов не зафиксировано, но некоторым их аналогом являлись царские работы, бывшие одной из повинностей «слуг царя». Для выполнения этих работ хемуу отрывались от своих привычных дел, свозились в специально охраняемые лагеря и получали здесь конкретные задания, связанные с ирригацией, строительством, копанием каналов и траншей, а также поливом вручную государственных садов и огородов, недоступных для естественного орошения.

Имущественный статус «слуг царя» зависел от вида деятельности. Если положение земледельцев было весьма скромным, то ремесленники достигали иногда относительного материального благополучия. До нас дошли каменные плиты с надписями и изображениями и надписанные изваяния, принадлежащие рядовым ремесленникам таких профессий, как прачечник, горшечник, пивовар, медник и т.д. Наряду с этим мы обладаем многочисленными памятниками, поставленными разнообразными мелкими служащими. В оставшихся на них надписях их владельцы объявляют себя благодетелями родного города, а также приписывают себе другие заслуги, акцентируя внимание на успехах, достигнутых «собственной рукой», и воинской доблести. Так что древнеегипетское общество эпохи Среднего и Нового царства обладало весьма сложной и неоднородной структурой, но, к сожалению, из-за скудости источников мы не в состоянии получить об этой структуре адекватного представления.

Хозяйства вельмож и храмовые хозяйства

В эпоху Древнего царства, как это следует из анализа источников, ведущее место в экономике государства занимали хозяйства вельмож, структура которых восстанавливается по многочисленным документам. В вельможном хозяйстве четко осознавалось и постоянно подчеркивалось различие между людьми и имуществом, принадлежащими самому вельможе, составляющими его «плоть» или «тело», и государственным имуществом, получаемым «по должности» во временное пользование3. Штат «собственного дома» вельможи возглавлял управляющий, который осуществлял общее руководство личным хозяйством сановника и управлял подотчетными ему чиновниками, в число которых входили хранитель ведомостей, писцы, измерители и учетчики зерна. Судя по имеющимся данным, писцов было очень много, что позволяло вести добросовестный учет и контроль.

Владения вельможи составляли «дворы» и «селения», к которым на землях, выделенных для поминальной службы, присоединялись еще «дворы двойника». Вообще, отметим, что процессы, связанные с поминальным культом умерших родственников, а также с подготовкой для себя достойного загробного существования, были одним из важнейших элементов жизни древнего египтянина. Поминальные жрецы, а также ремесленники, связанные с поминальным культом, являлись наиболее обеспеченными среди людей, близких им по социальному статусу.

Во главе «дворов» и «селений» стояли государственные чиновники, ответственные непосредственно перед вельможей за сбор урожая и сохранность скота. Как показывают изображения, вельможа особенно не церемонился со своими управляющими, палками наказывая их за просчеты.

Наряду с земельными угодьями и людьми, их обрабатывающими, в хозяйстве вельможи часто имелись и крупные ремесленные мастерские. При этом в текстах зафиксированы как «совместные» цеха, в которых одновременно работали представители разных специальностей (медники, ремесленники, обрабатывающие золото, драгоценные камни, мастера по изготовлению каменной посуды и ожерелий и т.д.), так и мастерские «по специальностям» (кожевенные мастерские, мастерские по обработке дерева, мастерские каменной посуды и т.д.). В цехах встречаются и элементы разделения труда — некоторые изделия изготавливаются сразу несколькими мастерами. Так, бусы делали одни работники, а в ожерелья их собирали другие — чаще всего, карлики, обладавшие маленькими и тонкими пальцами. Особое положение занимали ткацкие цеха, в которых преобладал женский труд и которые назывались даже «дом ткачих», а не «дом ткачей». Однако во главе мастерских стояли исключительно мужчины, не принимающие непосредственного участия в работе, но осуществляющие общее руководство, ведущие учет и контроль (см. рисунок).

Как уже отмечалось, работники вельможных хозяйств не имели в личном пользовании земли и были почти лишены личной собственности. Работали они за паек, и некоторые изображения фиксируют процесс кормления рабочих ремесленных мастерских: правитель одной из областей отправляется в «совместную» мастерскую к живописцам и ваятелям, а за ним несколько носильщиков вносят сумки и сосуды с едой и питьем. Затем показывается содержимое сумок и сосудов: мясо разных видов, хлеб, лук и большой кувшин с вином или пивом

 

Ремесленная мастерская вельможи, рельеф из гробницы, V династия.

 

Ремесленная мастерская вельможи, рельеф из гробницы, V династия.

 

Храмовые хозяйства в целом имели ту же структуру, что и вельможные и царские. Не обладая особой самостоятельностью (должности верховных жрецов часто исполняли по совместительству представители царской или местной номовой администрации), они тем не менее получали от фараона существенные льготы, например «бронь» в отношении государственных повинностей. Особое место в храмовых хозяйствах занимали «заповедники», на территориях которых выращивались продукты, использовавшиеся при приготовлении жертвенной пищи для богов. Мы уже говорили неоднократно о том, что жизнь бога мыслилась в полном соответствии с жизнью царя, поэтому вся деятельность храма была направлена на воспроизведение этого цикла: кормление бога, обработка его полей, приумножение и слежение за сохранностью его имущества.

 

1. Отметим, что «слуги царя» работали и в хозяйствах вельмож. Они давались вельможе в «служебное пользование» вместе с земельными наделами.
2. Ситуация, аналогичная сложившейся на территории Месопотамии во время III династии Ура.
3. Аналог служебных автомашин и квартир у чиновников нашего времени.

 

Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. - М.: Добросвет, 2000

Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:

СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru


просмотров: 4930
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$275.00
End Date: Tuesday Dec-11-2018 19:49:33 PST
Buy It Now for only: $275.00
|
Ethiopian 1972 - 5 birr - Haile Selassie proof silver coin in original case! NR!

$149.99
End Date: Sunday Dec-2-2018 8:17:56 PST
Buy It Now for only: $149.99
|
Antique African Tribal Mask Kifwebe Helmet Songye

$165.00
End Date: Wednesday Dec-5-2018 16:39:53 PST
Buy It Now for only: $165.00
|
Antique African Yombe Maternity Figure - CONGO - Early to Mid 20th Century

$16.50 (8 Bids)
End Date: Sunday Nov-18-2018 17:33:16 PST
|
Antique Bronze BENIN African Art Horse Head Canoe w/Figures Statue Nigeria

$150.00
End Date: Thursday Dec-6-2018 17:11:08 PST
Buy It Now for only: $150.00
|
Dogon African Mask - Rabbit

$0.99 (1 Bid)
End Date: Saturday Nov-17-2018 13:22:38 PST
|
African Fang Ngil Mask - Unidentified Unresearched 16 5/8"

$250.00 (0 Bids)
End Date: Sunday Nov-18-2018 15:20:42 PST
|
African Toma Landai Mask from Guinea

$49.99 (2 Bids)
End Date: Monday Nov-19-2018 17:59:37 PST
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Морские круизы
Search Results from «Озон» Путеводители по странам
 
 Эфиопия. Путеводитель и русско-амхарский разговорник
Эфиопия. Путеводитель и русско-амхарский разговорник
Предназначен для лиц, отправляющихся в туристичя скую или деловую поездку в Эфиопию.
В первой его части даны полезные сведения об Эфиопии, краткая информация о ее городах и достопримечательностях. Во второй части представлен русско-амхарский разговорник с транскрипцией, в которой звуки амхарского языка переданы буквами русского алфавита.

Разговорником могут пользоваться люди, не владеющие амхарским языком. Кроме того, он будет полезен тем, кто начал изучение амхарского языка, но не имеет навыков устной речи....

Цена:
335 руб

Аня Бех Маврикий. Путеводитель (+ карта)
Маврикий. Путеводитель (+ карта)
Маврикий. С этим названием ассоциируются экзотика, пальмы, белоснежные пляжи и бирюзовые лагуны, чарующие горные ландшафты и приключения. Этот остров в Индийском океане, самом теплом из всех океанов, его очаровательное побережье, восхитительные лагуны, зубчатые горы и теплая погода круглый год - олицетворение рая для отпускников из стран с прохладным климатом. Этот остров родился в огне и отшлифован волнами. С течением времени, через столетия после его возникновения, суровый облик острова смягчился, стал нарядным и пышным.

Размер карты: 32 см х 45 см....

Цена:
309 руб

Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране
Южно-Африканская Республика. Весь мир в одной стране
"Весь мир в одной стране" - такая характеристика Южной Африки выбрана не случайно. Здесь, на юге Африканского континента, соединились воедино несколько древних культур, разные климатические зоны, десятки племен и народностей.
Уникальная природа страны - воды двух океанов, мягкий климат, полноводные реки, жаркие пустыни, саванны, горы, удивительные животные - давно привлекает сюда миллионы туристов со всего мира.
ЮАР - нехоженый край для любителей природы и загадок истории, удивительных обычаев африканских племен и народов....

Цена:
242 руб

Дэвид Уотсон Танзания и Занзибар. Путеводитель Tanzania & Zanzibar
Танзания и Занзибар. Путеводитель
Компактные и красочные путеводители издательства "Томас Кук" известны во всем мире. Они предлагают путешественникам маршруты, полные красот и чудес, сопровождая их исчерпывающей информацией и дельными советами, позволяющими туристу самостоятельно знакомиться с историей, традициями и культурой разных стран, осматривать достопримечательности, ходить по магазинам, наслаждаться местной кухней, планировать свой досуг. Этот путеводитель знакомит с Танзанией и Занзибаром.

Для широкого круга читателей....

Цена:
429 руб

 Марокко. Путеводитель
Марокко. Путеводитель
  • Страна берберов от А до Я,
  • планы 7 городов,
  • история и культура, дворцы, крепости, мечети, мавзолеи, медресе,
  • марокканская кухня,
  • практические советы,
  • разговорник....

    Цена:
    142 руб

    Анна Ширшова, Кира Ромашко Тунис. Путеводитель
    Тунис. Путеводитель
    Юбилейная акция "Вокруг Света" на OZON.ru: подарок за покупку любого путеводителя или книги издательства "Вокруг Света":
    К счастью, в последние годы в Тунис едет все больше и больше россиян - к белоснежным пляжам из мельчайшего песка, к лазурному морю, цветущим садам, но жаль, что путешественники далеко не все знают о культурном, природном и историческом многообразии этой страны.
    Тунис - это средиземноморские пляжи, раскаленные пески Сахары, живописные оазисы, многочисленные памятники истории и архитектуры разных народов: пунийцев, римлян, византийцев, арабов, берберов, французов....

    Цена:
    359 руб

    Сан-Томе и Принсипи
    Сан-Томе и Принсипи
    Это первая в советской литературе книга о Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи — молодом независимом государстве, расположенном на архипелаге в Гвинейском заливе.
    Авторы знакомят читателя с основными природными, историческими, социально-экономическими особенностями Сан-Томе и Принсипи, рассматривают вопросы коренных преобразований, осуществленных с момента провозглашения независимости в 1975 г., перспективы дальнейшего развития.
    Книга иллюстрирована цветными и черно-белыми фотографиями. Рассчитана на широкий круг читателей....

    Цена:
    239 руб

    Даннхаузер Ингеборг Тунис. Путеводитель
    Тунис. Путеводитель

    Благоухание средиземноморской зелени на севере и пески Сахары на юге – таков Тунис, страна контрастов и знойных впечатлений. Здесь дивным образом переплетаются африканские традиции и европейская культура, а столица зовется «Парижем Северной Африки». Современные курорты, впечатляющие природные и рукотворные достопримечательности Туниса покорят любого поклонника экзотического, но комфортного отдыха.

    В путеводителе:

    • Тунис от севера до юга от А до Я
    • 44 иллюстрации
    • Планы городов
    • История и культура
    • Природа
    • Заливы
    • Острова
    • Оазисные ландшафты
    • Пляжный отдых
    • Путешествие по Сахаре
    • Восточные базары
    • Тунисская кухня
    • Практические советы

    Выпуск 1. Издание 2013–2014 гг.

    ...

    Цена:
    110 руб

    Marrakech: Guide (+ карта)
    Marrakech: Guide (+ карта)
    Which? Recommended Provider: Time Out Guides is rated top guidebook brand by Which? Survey, for level of detail, photography, quality of maps, ease of finding information and value for money. Time Out Marrakech charts the ups and downs of this alluring Moroccan city. We cover the city's museums, the talk of the new starchitect-designed Museum of Photography, and the latest luxe openings in the Red City and beyond.
    With the help of local journalists, writers and experts, the Time Out Marrakech, Essaouira & the High Atlas guide takes you past the cliches - into the Medina corners and Ville Nouvelle haunts where Marrakchis work and play, sampling the full extent of its religious sites, the best of its eating, spas, and shopping, and the most interesting sights, strolls and excursions. In addition, there's a full range of riads and hotels including the best of the new openings.

    The Marrakech guide highlights:
    Full colour and illustrated throughout with exclusive photography, using original imagery to give a real sense of the place.
    Handy pull-out Marrakech map.
    Extensive area guides not only cover the sightseeing in Marrakech, but also restaurants, bars and shops - all plotted on maps handily located within the chapter.
    Top 20 list of the must-see highlights.
    Itineraries to help you plan your visit.
    Critic's choices pick out the best Marrakech sights, experiences and cultural highlights - at a glance.
    All Marrakech restaurants and bars have been visited and reviewed anonymously by critics who pay their own way.
    Marrakech hotels independently reviewed.
    The revamped Time Out Guides retain the independence and local expertise that the series is known for, while adding more features to help the visitor navigate the city. Whether you have an action-packed 24 hours or a leisurely week in which to take it all in, these guides are more essential than ever..

    Размер карты: 83.5 см. x 38 см. Масштаб карты: 3,5 см. = 300 м....

    Цена:
    729 руб

    Любовь и морковь по-африкански
    Любовь и морковь по-африкански
  • Книга Леры Макаревич "Любовь и морковь по-африкански" в серии "Записная книжка путешественника" - это потрясающая, искренняя история о том, как одно необычное путешествие в далекую Африку может изменить всю жизнь.
  • Вас не оставят равнодушными не только удивительная история Леры Макаревич, но и любопытнейшие рассказы об обычаях, культуре, природе Африки и людях, которые там живут.
  • Каждая книга серии "Записная книжка путешественника" издана в удобном формате - с пустыми страницами для путевых заметок, специальным карманом для визиток и карточек, а также резинкой, которая не позволит ни одной полезной мелочи потеряться. Это незаменимый подарок любителю открывать для себя новые страны и места.

    "Любовь и морковь по-африкански" - это потрясающая, искренняя и очень живая история. Это книга, которая дает огромный заряд положительных эмоций и желание радоваться жизни. Прочесть ее - уже поднять себе настроение, а если еще последовать советам прелестного автора, то можно и самим научиться быть счастливыми. Несмотря ни на что!
    Устав от сложностей и неурядиц, автор книги Лера Макаревич отправилась на отдых в путешествие, о котором раньше могла только мечтать - в экзотическую и "опасную" Африку! И не ошиблась - там она встретила не только большую любовь - Рэя, истинного англичанина, гениального повара и хозяина огромных охотничьих резерваций, но и обрела новую жизнь, полную радости, невероятных приключений и счастья!
    Новая страна, постепенно раскрывавшая свои тайны, удивительная культура, ритмичная музыка, экзотическая еда, и главное - близкое знакомство с интереснейшими людьми и их обычаями - все это позволило забыть о хандре и отчаянии навсегда!
    На собственном опыте Лера Макаревич убедилась в том, что жизнь, полная любви и приключений, может начаться в любой момент, особенно, когда этого уже совсем не ждешь. Секрет прост - надо не бояться совершать необычные поступки!...

  • Цена:
    479 руб

    Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.

    2013 Copyright © AfricaRoad.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования